Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.68.35.015
УДК: 376.1
ББК: 74.3
Владимир Александрович Беликов ORCID
Профессор кафедры социально-педагогического образования, заведующий кафедрой, ЮУрГГПУ, профессор
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация

Введение. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы определяется тем, что в случае выхода на пенсию по достижении соответствующего возраста каждый пожилой человек оказывается в стрессовой си-туации будучи неготовым к восприятию своего нового статуса пенсионера, сталкивается с проблемами десоциализации себя как личности, в силу незнания особенностей этапов десоциализации, оказывается неготовым к преодолению воздействия негативных факторов на свою жизнь и деятельность.

Цель исследования — установление основных этапов десоциализации лиц пожилого возраста, описание их показателей и формулировка основных рекомендаций по сохранению социальной активности личнос-ти на каждом ее этапе.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические — анализ психолого-педагогической литературы и данных исследований по

 

проблеме социализации и десоциализации личности, обобщение и систематизация результатов исследований; эмпирические — лонгитюдные наб-людения, анализ деятельности лиц пенсионного возраста, формулировка заключений о влиянии факторов на характер десоциализации личности.

Результаты. Процесс десоциализации личности пожилого возрас-та рассматривается как неизбежный и закономерный процесс разрыва социальных связей человека после выхода на пенсию, выделяются этапы десоциализации. Десоциализация личности пожилого возраста рассматривается как процесс обратный (альтернативный) процессу социализации и социальной адаптации. На конкретных примерах наблюдения за лицами пенсионного возраста дается разносторонняя характеристика этапов.

Обсуждение. Новизной нашего исследования является то, что в отличие от большинства работ, в которых решается проблема обеспечения социальной адаптации пожилых людей, мы рассматриваем их десоциали-зацию как объективный процесс, начало которому положено выходом человека на пенсию. С учетом современных условий российского общества мы исходим из того, что пожилой человек чаще всего предоставлен само-му себе и должен быть готов рассчитывать на свои силы. В достаточно неожиданной форме в аспекте новизны исследования мы вынуждены сделать вывод, что увеличение возраста выхода на пенсию оказывает позитивное влияние на смещение сроков этапов десоциализации пожилого человека на более поздние.

Заключение. Таким образом, десоциализация личности в пожилом возрасте должна рассматриваться как неизбежный объективный процесс потери человеком социальных связей. Этот процесс проявляется поэтапно. Нами уточнены факторы десоциализации личности в пожилом (пенсионном) возрасте, представлен характер их влияния на жизнь и деятельность пожилого человека, на сроки наступления каждого этапа и его завершения. Отмечено, что продолжительность каждого этапа определяется наличием и характером индивидуально значимой и полезной деятельности.

Ключевые слова

личность, десоциализация личности, лица пожилого возраста, этапы десоциализации, факторы десоциализации.

Основные положения

– рассмотрено понятие десоциализации в сопоставлении с понятием социализации личности;

– уточнены признаки понятия личность;

– обоснована актуальность проблемы исследования;

– приведены примеры десоциализации лиц пожилого возраста;

– представлены этапы десоциализации личности после выхода на заслуженный отдых;

– названы закономерности протекания процесса десоциализации пожилых людей.

Цитировать публикацию

Беликов, Владимир Александрович  ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ [Текст] / Владимир Александрович Беликов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. С. 210-227. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.68.35.015.

Библиографический список

1. Petushkova O.G., Kaminsky A.S., Guryanova I.V., Martynova N.V. (2017) Technology of the development of professional competencies in social workers: the gerontological aspect. Journal “Man in India”. 97, 21, 301–321.

2. Беликов В. А. Динамика ценностных ориентаций в жизни человека // Южно-Уральский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 16–21.

3. Бочарова В. Г. Социальная педагогика — научный компонент эффективной го-сударственной политики России // Социальная педагогика в России. 2015. № 6. С. 3–10.

4. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 46. C. 171–174.

5. Примак Ю. А., Гизатова И. А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми : материалы II междунар. науч. конф. «Педагогическое мастерство», г. Москва, декабрь 2012 г. М. : Буки-Веди, 2012. – 276 с.

6. Немов Р. С. Психология : учебник в 2-х ч. 2-е изд., пер. и доп. М. : Издательство Юрайт. 2017. Ч. 2. – 292 с.

7. Теория познания : сб. науч. тр  в 4 т. Т. II : Социально-культурная природа познания / под ред. В.А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М. : Мысль, 1991. – 478 с.

8. Альперович В. Д. Влияние значимых жизненных событий взаимодействия с другими на возникновение кризиса системы отношений лич-ности // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 5. С. 44–48.

9. Ковалева Н. Г., Тукумцев Б. Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии // Психология зрелости и старения. 2004. № 2. С. 34–53.

10. Массон Г.В. Понимание реального мира современным пожилым человеком // Вестник Красноярского государственного педаго-гического университета им. В. П. Ас-тафьева. 2007. № 3. С. 100–113.

11. Черепанова О. В. Образ старости в представлениях студенток гуманитарных факультетов алтайского государственного университета // Психология зрелости и старения. 2016. № 2. С. 78–87.

12. Щанина Е. В. Адаптация пожилых людей в условиях российской действитель-ности // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 12. Т. 10. С. 143–148. DOI: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-143-148

13. Бондаренко И. Н. Социокультурная адаптация пожилого населения как пе-дагогическая проблема // Мир образования — образование в мире. 2003. № 2. С. 54.

14. Гурьянова И. В. О критериях готовности к работе с пожилыми людьми будущих специалистов социальной сферы // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 47. С. 81–85.